О старообрядчестве

Старообрядчество ХVIII века: переселение в дальнее зарубежье

Впредыдущих статьях было рассказано о старообрядческих попытках создания собственной версии Святой Руси на отдалённых от центра территориях или вовсе за рубежом. В статьях «Старообрядчество ХVIII века: возникновение и расцвет локальных поселений», «Старообрядчество ХVIII века: идейная консолидация и географическое обособление» было рассказано о старообрядческой идейной платформе, основных социальных силах и особенностях древлеправославного хозяйствования, давших староверам возможности для масштабных социальных экспериментов. Тем не менее связь с «Россией грехопадшею» продолжала существовать даже для старообрядческих общин, обосновавшихся на Севере или на территории Речи Посполитой — достаточно вспомнить протекционистскую политику Петра I в отношении поморов или Екатерины II — в отношении польских староверов-иммигрантов, переселяемых в Поволжье. Уход староверов на более отдалённые территории был более радикальным предприятием, так как разрушались устойчивые связи как с российской экономикой, так и с единоверцами, обитавшими в пределах досягаемости. Кроме того, политическая обстановка в «дальнем зарубежье» нередко вынуждала староверов отказываться от связей с Россией или даже выступать против неё (в случае с турецкими казаками-некрасовцами). Таким образом, «исход дальний» стал шансом для особого разряда старообрядцев — стремящихся к самодостаточности, самоуверенных, наиболее идейных. Об их социальных пробах и ошибках мы расскажем в этом очерке.

Староверы в Манчжурии, 1930-е годы. Фото: Ямадзоэ Сабуро

Гораздо позже, во время коммунистических репрессий ХХ века, воспринимаемых староверами как закономерное продолжение секулярного процесса, начатого в XVII веке, староверы прямо озвучивали мотивацию своего «исхода дальнего»:

Успел один дед сказать своим: «Уходите в Китай, туда антихрист не пойдёт. Там земля не просвещённая. Ему там делать нечего» [6].

Возникновение таких сообществ сопоставимо с переселением радикальных протестантов в Америку (давшим толчок развитию капитализма) [19: 6-32].

3 мая 2020