Православная старообрядческая Церковь Украины
Архиепископия Киевская и Всея Украины

Таранец Сергей Васильевич

С. В. Таранец родился 13 февраля 1970 г. в с. Куренёвка Чечельницкого района Винницкой области. В 1989 г. окончил Балтское педагогическое училище по специальности «учитель младших классов, воспитатель группы продлённого дня» (г. Балта Одесской области). В 1997 г. окончил исторический факультет Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова, в 2000 г. – аспирантуру Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского Национальной академии наук Украины. В 2006 г. Сергей Васильевич прошёл VІ Школу-семинар повышения квалификации сотрудников, начинающих работу с кириллическими рукописными и печатными книжными памятниками ХV– ХVII вв. (г. Ростов Великий, Россия).

В 1992–1997 гг. С. В. Таранец работал воспитателем группы продлённого дня и учителем изобразительного искусства в Вербской общеобразовательной школе І–ІІІ ступеней (с. Вербка Чечельницкого района Винницкой области), учителем истории и правоведения Куренёвской общеобразовательной школы І–ІІ ступеней (с. Куренёвка Чечельницкого района Винницкой области).

В 1997–2000 гг. аспирант Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины. В 2003 г. в этом же Институте защитил диссертацию «Источники по истории старообрядчества Правобережной Украины конца ХVIII – начала ХХ вв.», кандидат исторических наук. В 2015 г. защитил диссертацию «Старообрядчество в социокультурном пространстве Российской империи конца ХVІІ – начала ХХ вв.», доктор исторических наук (научный руководитель и консультант – член-корреспондент НАН Украины, профессор Г. В. Боряк). В 2000–2002 гг. заведовал научным архивом Института украинской археографии и источниковедения. В 2002–2005 гг. – научный сотрудник, с 2005 г. по настоящее время – старший научный сотрудник отдела источниковедения истории Украины XIX – начала ХХ вв.

В 2004 г. С. В. Таранец стал лауреатом стипендии для молодых учёных Президиума Национальной академии наук Украины. С 2007 г. он главный редактор сборника научных трудов и материалов «Старообрядческая культура и современный мир», который является изданием Музея истории и культуры старообрядчества Украины (вышло 8 выпусков). С 2014 г. Сергей Васильевич – член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.

Экспедиция в с. Борсков Винницкой области. Слева направо:
Л.Д. Рудакова, Т.Н. Березова, С.В. Таранец.
Фото Х. Сакамото, 2016 г.

С. В. Таранец является председателем оргкомитета Международных научно-практических конференций «Судьба старообрядства в ХХ – начале ХХІ вв.: история и современность», в 2006 г. посвящённой 300-летию переселения русских старообрядцев на территорию Правобережной Украины и 75-летию со времени трагического разрушения Куренёвских старообрядческих монастырей, а в 2011 г. посвящённой 450-летию создания национального достояния Украины – Пересопницкого Евангелия. В рамках последней он организовал школу-семинар профессора И. В. Поздеевой для повышения квалификации сотрудников библиотек, музеев и архивов Украины, работающих с кириллическими книжными памятниками ХVІ–ХVІІ вв.

С. В. Таранец участвует в различных международных симпозиумах и конференциях историков, этнологов и религиоведов. В 2003 г. он принимал участие в Международном научном симпозиуме «Культура русских-липован в национальном и международном контексте» (г. Браила, Румыния), в 2008 г. – в Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность» (г. Санкт-Петербург, Россия), в 2009 г. – во II Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского Средневековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в.» (г. Москва, Россия). В 2016 г., в рамках международного сотрудничества, С. В. Таранец был приглашён в Японию для чтения лекций в Японском обществе исследователей старообрядства, Институте филологии Университета Осака (г. Осака) и Славяно-Евразийском исследовательском центре Университета Хоккайдо (г. Саппоро).

В 1994–2017 гг. С. В. Таранец инициировал и организовал более 100 историко-этнографических и археографических экспедиций в 9 украинских областях, 33 районах и более 80 населённых пунктах Винницкой, Житомирской, Кировоградской, Киевской, Одесской, Хмельницкой, Черкасской, Черновицкой и Черниговской областей, в т. ч. в Чернобыльской зоне отчуждения, а также в трёх государствах ближнего зарубежья (России, Белоруссии, Молдавии), где проживают староверы. В общей сложности «в поле» обследовано более 80 % мест компактного проживания старообрядческих общин, проведено более 300 рабочих дней. В результате экспедиционных исследований собран уникальный материал по истории, культуре и современному состоянию русских старообрядцев в Украине, составивший несколько тематических коллекций. В 2016 г. результаты полевых исследований частично опубликованы в альбоме «Подолье. Традиционная культура и повседневная жизнь русских старообрядцев в ХХ – начале ХХІ вв.». В 2018 г. эта книга признана лучшей работой Национальной академии наук Украины в номинации научно-популярных изданий.

А.А. Пригарин и С.В.Таранец,
г. Измаил Одесской области. Фото 2006 г.

С. В. Таранцом проведён ряд международных экспедиций, в частности, в 2016 г. совместно с почётным профессором Университета Тэнри Х. Сакамото осуществлена украинско-японская экспедиция в Винницкую, Хмельницкую и Черновицкую области, во время которой посещено 13 мест компактного проживания старообрядцев, проведены десятки встреч со староверами. Целью данной экспедиции было изучение истории и современного состояния старообрядческих общин украинских регионов.

В 2017 г. С. В. Таранец организовал пять историко-археографических и этнографических экспедиций, объектом изучения которых стали русские старообрядцы Киевской области и Чернобыльской зоны отчуждения. В экспедициях приняли участие японские коллеги из Университета Хоккайдо – профессор С. Такахаси и докторант Ц. Цукада. В ходе полевых исследований осуществлён осмотр состояния бывших мест проживания русских в зоне отчуждения, в частности в старообрядческой слободе в г. Чернобыль, в сёлах Замошье и Бычки, в Замошенском Казанском женском монастыре, Чернобыльском Пустынно-Никольском мужском монастыре, а также в г. Припяти и объекте укрытия на Чернобыльской атомной станции. Записывались воспоминания старообрядцев, которые были очевидцами трагедии, истории об их переселении на новые места в Бородянский и Иванковский районы Киевской области.

Существенное внимание С. В. Таранец уделяет культурному наследию русских и украинцев. В 1997 г. он основал Школьный краеведческий музей в с. Вербка Винницкой области. По результатам полевых исследований учёный организовал несколько выставок, в частности две выставки в Винницком областном краеведческом музее: в 2011 г. – выставку «Культура и быт старообрядцев Украины (Из фондов Музея истории и культуры старообрядчества Украины)» во время ІІ Международной научно-практической конференции «Судьба старообрядчества в ХХ – начале ХХІ вв.: история и современность» и в 2017 г. – выставку «Традиционная культура и повседневная жизнь русских старообрядцев Подолья».

С. В. Таранец имеет 8 монографий, около 300 научных и научно-популярных статей, является редактором и составителем 11 книг. Научную работу он совмещает с публицистической деятельностью: много печатается в прессе, выступает на украинском радио и телевидении. Учёным создано крупнейшее в Украине собрание книг по старообрядческой тематике, характерной особенностью которого являются поступления конца ХХ – начала ХХІ вв.

Областью интересов С. В. Таранца является прежде всего история и культура русского старообрядчества. Он изучает проблемы староверов как субэтнической и этноконфессиональной группы в Украине, России и Молдавии, в частности на Волыни, Подолье, Киевщине, Черниговщине, Бессарабии. Сергей Васильевич обращает внимание на расселение, социальную структуру и роль старообрядцев в социально-экономическом развитии Российской империи, культуру, образование, благотворительность староверов во второй половине ХVII – начале ХХ вв., российское революционное движение, проблему взяточничества и место в ней староверов, современные процессы, происходящие в старообрядческой среде.

С. В. Таранец внёс заметный вклад в изучение источников по истории старообрядчества. В частности, до него не были предметом специальных исследований знаменитые Куренёвские монастыри – один из наиболее авторитетных центров Белокриницкой иерархии. В целом, он работал в более чем в 20 украинских, российских и молдавских архивах, осмотрел сотни архивных фондов, ввёл в научный оборот тысячи документов.


В гостях в Японском обществе исследователей старообрядчества

(г. Саппоро, Япония). Фото 2016 г.

Значительным вкладом в науку старообрядоведения стала двухтомная фундаментальная монография С. В. Таранца «Старообрядчество в Российской империи (конец ХVII – начало ХХ вв.)», изданная в г. Киеве в 2012 и 2013 гг. под редакцией члена-корреспондента НАН Украины Г. В. Боряка.

В исследованиях С. В. Таранца обосновано понятие «старообрядоведения» как научного направления, изучены информационные возможности источниковой базы проблемы, поэтапно и комплексно рассмотрена историография по истории и культуре старообрядчества. Определены главные факторы распространения старой веры, география колонизации, численность старообрядцев, их национальный состав и социальная структура, разработана фундаментальная карта-схема расселения и численности старообрядцев Российской империи в целом и по отдельным регионам. Изучено правовое положение и причины либерализации российского законодательства относительно староверов в сфере фискальной, гражданской и конфессиональной политики. Сергеем Васильевичем установлено время запрета российским правительством пропаганды старой веры, причины, по которым исповедание древнего православия приравнивалось к криминальным преступлениям, закономерности быстрого роста радикальных беспоповских согласий, увеличение количества старообрядческих общин. Определены важнейшие формы адаптации старообрядцев к существующей правовой системе светской и духовной власти, каналы получения конфиденциальной информации; прослежена специфика, интенсивность и глубина межконфессиональных и межнациональных отношений, формирование новых форм национального самосознания.

Учёным исследованы основные этапы духовной жизни разных старообрядческих согласий, эволюция монастырской жизни и ведущих духовных центров староверов. Очерчено понятие и дана характеристика старообрядческого менталитета, моральных принципов староверов и способов их формирования. Выяснены причины поддержки старообрядчества российской интеллигенцией. Исследованы факторы успеха староверов в формировании российской национальной модели трудовой этики, провозглашении старой верой труда как высшей Божьей благодати.

В исследованиях С. В. Таранца выделяются основные направления старообрядческой благотворительности в сфере культуры и искусства, общества и веры; изучаются формы и методы домашнего, школьного и высшего образования и воспитания, благотворительности в сфере просвещения, этапы развития старообрядческой литературы, основные литературные центры, рукописная и печатная деятельность старообрядцев, рукописные центры, археографическая работа учёных в области старопечатной и рукописной книги, наиболее значительные собрания этих книг в государственных хранилищах и частных коллекциях. Освещается отношение староверов к развитию театрального искусства, старообрядческой иконописи и культовой архитектуре; изучаются основные центры иконописи и литья, их характерные особенности, коллекционирование староверами рукописей, старопечатных книг, икон и других предметов старины.

В.П. Богданов